Главная

Правила Дорожного Движения РФ

  1. Общие положения

  2. Общие обязанности водителей

  3. Применение специальных сигналов

  4. Обязанности пешеходов

  5. Обязанности пассажиров

  6. Сигналы светофора и регулировщика

  7. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки

  8. Начало движения, маневрирование

  9. Расположение транспортных средств на проезжей части

  10. Скорость движения

  11. Обгон, опережение, встречный разъезд

  12. Остановка и стоянка

  13. Проезд перекрестков

  14. Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств

  15. Движение через железнодорожные пути

  16. Движение по автомагистралям

  17. Движение в жилых зонах

  18. Приоритет маршрутных транспортных средств

  19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами

  20. Буксировка механических транспортных средств

  21. Учебная езда

  22. Перевозка людей

  23. Перевозка грузов

  24. Дополнительные требования к движению велосипедов мопедов гужевых повозок а также прогону животных

 

 

 

Рис.1. Обозначение "Главной дороги" знаками 2.1,2.3.1 - 2.3.7,5.1

Рис.2. Определение "Главной дороги" при отсутствии знаков

Рис.3. Варианты перекрестков равнозначных дорог

Рис.4. Элементы дороги

Рис.5. Дорога с обочиной

 

Правила дорожного движения Российской Федерации

(С дополнениями и изменениями согласно Постановлению Правительства РФ № 316 от 10.05.2010 г,, вступившими в действие с 18 ноября 2010 г.)

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила дорожного движения* устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
* В дальнейшем - Правила.

 

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

1"Автомагистраль" -дорога, обозначенная знаком 5.1** и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии - дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
** Здесь и далее приводится нумерация дорожных знаков согласно Приложению 1.

"Автопоезд" - механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

Данное определение относится к любым механическим транспортным средствам. Например, легковой автомобиль с прицепом, пусть даже с небольшим, тоже будет являться автопоездом.

"Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

"Водитель" - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

"Вынужденная остановка" - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

2"Главная дорога" - дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 - 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

На рис.1 изображены ситуации, в которых мы с Вами можем спокойно проехать через перекресток по главной дороге, а водители, пересекающие нашу дорогу или поворачивающие на нее, не должны создавать нам помех.

На рис. 2 мы также находимся главной дороге, но скорость движения придется снизить, чтобы появилось время внимательно разглядеть пересекаемые дороги и убедиться в главенстве нашей.

Внимание! При движении через перекрестки, изображенные на рис. 3, можно допустить трагическую ошибку. Ширина дорог, наличие трамвайных путей, конфигурация перекрестка и т.п. не определяют главную дорогу! Поэтому придется еще снижать скорость, чтобы разобраться в ситуации.

Оказалось, что это перекрестки равнозначных дорог! Покрытие (то, чем покрыли фунт) может быть выполнено из любого твердого материала и вовсе не обязательно, что это будет именно асфальт. А узкая дорога на рис. 3 б, является полноправной дорогой независимо от ее ширины.

И в том, и другом случае (рис. 3) необходимо применять правила проезда нерегулируемых перекрестков равнозначных дорог (см. раздел 13 «Проезд перекрестков»).

«Дневные ходовые огни» - внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

"Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

"Дорожное движение" - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

"Дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

"Железнодорожный переезд" - пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне. 

Железнодорожный переезд является одним из наиболее опасных мест. Тормозной путь современного железнодорожного состава составляет не менее 800 метров, и отсюда надо сделать для себя серьезные выводы. Если автомобиль остановился на переезде и не хочет двигаться, а поезд уже появился «на горизонте», значит, у Вас практически не осталось времени для спасения своей машины. В этом случае остается только спасти пассажиров и свою жизнь.

"Маршрутное транспортное средство" - транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Поскольку такси (и маршрутные такси в том числе) не имеют обозначенных остановок, то они не являются «маршрутными транспортными средствами».

"Механическое транспортное средство" - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

При изучении ПДД следует учитывать, что требования одних пунктов относятся только к механическим транспортным средствам (с двигателем), а других — ко всем транспортным средствам, независимо от наличия у них двигателя и прочих характеристик.

"Мопед" - двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

"Мотоцикл" - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

"Населенный пункт" - застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 - 5.26.

Почему два знака (5.23.1 и 5.25) имеют одинаково название, но при этом они различаются по цвету?

Давайте разберемся с этим различием раз и навсегда

Знак, выполненный на белом фоне, говорит о начале города, крупного поселка или большой деревни. В таких населенных пунктах действуют все правиле которые содержат в себе фразу: «...в населенных пунктах...».

Знаком на синем фоне обозначают начало небольших населенных пунктов, которые заканчиваются та быстро, что иногда не успеваешь даже сообразит, «что это было». Синий знак можно также увидеть на окружной дороге более крупного населенного пункте центральная часть которого располагается на значительном расстоянии от трассы.

При движении по дороге, обозначенной знаком на синем фоне, действуют все правила, содержащие себе фразу: «...вне населенных пунктов...»

Получается, что правила движения по дороге, про ходящей через поля и леса, и по дороге в населенном пункте, обозначенной знаком на синем фоне — одинаковы!

В том случае, если пункт ПДД не содержит в себе ни одну из вышеуказанных фраз, то этот пункт распространяет свое действие на все дороги.

"Недостаточная видимость" - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

«Обгон» - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Обгон состоит их трех фаз:
1 фаза - «Перестроение» - с выездом на встречную полосу движения;
2 фаза - «Опережение»;
3 фаза - «Перестроение» - возвращение на ранее занимаемую полосу.

"Обочина" - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

«Ограниченная видимость» - видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

 "Опасность для движения" - ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

"Опасный груз" - вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

«Опережение» - движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

"Организованная перевозка группы детей" - специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.

"Организованная транспортная колонна" - группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.

"Организованная пешая колонна" - обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

"Остановка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

Этот термин включает в себя обязательное понятие преднамеренного прекращения движения. Ситуации, когда остановка происходит в соответствии с Правилами, например, у закрытого шлагбаумом железнодорожного переезда или в результате образовавшегося затора, в этот термин не входят.

"Пассажир" - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

3"Перекресток" - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

"Перестроение" - выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

"Пешеходный переход" - участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2* и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

"Полоса движения" - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

"Преимущество (приоритет)" - право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

Необходимо вовремя понять, что, если в данный момент преимущество на Вашей стороне, то Вы не только можете, но и должны воспользоваться имеющимся преимуществом, так как другие водители в это время ожидают от Вас правильных и быстрых действий.

«Препятствие» - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

"Прилегающая территория" - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

"Прицеп" - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

"Проезжая часть" - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

"Разделительная полоса" - элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

"Разрешенная максимальная масса" - масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

Кроме разрешенной максимальной массы (далее р.м.м.), в описании технических характеристик транспортных средств ПДД применяются следующие определения масс:

"Сухая масса" - масса автомобиля, автобуса и т.п. без заправки топливом, маслом, охлаждающей жидкости и без снаряжения (запасного колеса и инструментов).

"Снаряженная масса" - масса автомобиля, автобуса и т.п. с заправкой и снаряжением, но без водителя и пассажиров.

"Регулировщик" - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

"Стоянка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

Стоянка от остановки отличается продолжительностью времени, а также отсутствием производства погрузочно-разгрузочных работ или посадки-высадки пассажиров. В местах, где запрещена стоянка, остановку в некоторых случаях производить можно.

"Темное время суток" - промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

Теоретически темное время суток охватывает период, который начинается через 30 мин. после захода солнца и заканчивается за 30 мин. до восхода солнца.

"Транспортное средство" - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

"Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

"Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Основной смысл этого определения описан тремя словами в скобках. Уступить дорогу, значит -«не создавать помех». При этом следует реально оценивать саму возможность создать помеху.

На рис. 17 и 18 красный автомобиль не может создать помеху другим водителям, имеющим преимущество, так как траектории движения автомобилей не пересекаются в одной точке (рис. 17) и в одно время (рис. 18).

"Участник дорожного движения" - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.

1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию.

1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

  Приложение 1 к ПДД РФ

Дорожные знаки


Приложение 2 к ПДД РФ

Дорожная разметка


 

 

Рис.10. Примеры "Перекрестков"

           
         
Hosted by uCoz